Ежегодно специалисты компаний разработчиков работают над тем, чтобы шины прослужили как можно дольше.
Выбирая шины, вы приобретаете результат синергии опыта инженеров и современных технологий в области безопасности. Конечно, шины премиальных брендов – это качественный продукт, однако, все заложенные в нём характеристики в полной мере проявят себя только при правильной эксплуатации. Иначе шина попросту не израсходует свой ресурс из-за неравномерного износа.
Что такое неравномерный износ? Какие виды износа существуют и как их избежать?
Износ шин – естественный процесс. Производители шин стараются обеспечить наименьший процесс деградации их качественных характеристик. Однако с неравномерным износом всё иначе.
Неравномерный износ прежде всего указывает на нарушение правил хранения, эксплуатации или неисправности транспортного средства.
Неравномерный износ – это участок шины, на котором часть элементов протектора изнашивается быстрее остальных.
Согласно действующим правилам дорожного движения, шина считается непригодной для эксплуатации при достижении хотя бы одного индикатора износа.
Существует предел износа. Даже если устранить его причину, шина продолжит неравномерно изнашиваться, то есть шину необходимо заменить.
Среди всех видов неравномерного и преждевременного износа самыми распространёнными являются следующие.
Износ центральной части протектора
Самый часто встречающийся вид износа. Причина: избыточное давление.
Многие автовладельцы не следят за давлением в шинах. Напрасно! Дело в том, что полный потенциал шины раскрывается только при правильно отрегулированном давлении.
Избыточное давление уменьшает пятно контакта, снижая характеристики управляемости и торможения. Из-за повышенного давления возрастает нагрузка на центральную часть протектора, что и приводит к более интенсивному износу.
Как этого избежать?
Чтобы избежать износа центральной части протектора, регулярно проверяйте давление и следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля. Учитывайте давление в шинах при частичной или полной загрузке автомобиля. Зачастую они различаются.
В последнее время повышенный износ центральной части протектора появляется даже в случае соблюдения рекомендаций по давлению. Почему? Причины: высокая скорость автомобиля на длительных дистанциях и неспособность шины противостоять центростремительным силам. Часто это встречается в шинах с широким профилем.
Износ обеих плечевых зон протектора.
Для начала рассмотрим случай с более интенсивным износом обеих плечевых зон. Этот вид износа, как и в случае с центральной частью протектора, напрямую связан с давлением.
Недостаточное давление во время эксплуатации приводит к нестабильному пятну контакта шины с дорогой и повышенной нагрузке на плечевые зоны. Центральная часть протектора в буквальном смысле подминается. Помимо уменьшения пятна контакта это ведёт к повышенному расходу топлива.
Кроме того, недостаточное давление в шине приводит к чрезмерному нагреву боковин шины с последующим разрушением герметизирующего слоя. Результат: в шине в зависимости от степени повреждения постепенно или резко уменьшается давление.
Износ одного из плеч
Причина износа одного из плеч: неправильная регулировка настройки колёс.
Правильная регулировка настройки колёс отвечает за стабильность пятна контакта при разной степени нагрузки и скорости автомобиля. При эксплуатации колёса испытывают большую нагрузку, они регулярно ударяются от неровности на дороге. Со временем угол настройки колёс сбивается, как следствие, неравномерно изнашиваются шины.
Колёса с неверными настройками углов наклона будут работать в таком режиме, как если бы они находились на плавном, но постоянном повороте. Это напрямую влияет на управляемость. Также вы можете почувствовать, что машину ведёт в сторону.
Износ одного из плеч можно заметить по увеличенному расходу топлива.
При неправильной регулировке углов колёса больше сопротивляются качению и расходуют больше энергии.
Как этого избежать?
Регулярно проводите визуальный осмотр ваших шин. Если вы заметили более интенсивный и неравномерный износ одной из плечевых зон, обратитесь в сервис для проверки регулировки колёс. Это обеспечит безопасность на дороге и исключит преждевременный выход шин из строя.
Диагональный или волнообразный износ протектора
Этот вид неравномерного износа встречается реже. Он напрямую связан с неверной эксплуатацией автомобиля – с неисправностью элементов подвески или дисбалансом колеса.
Причина: колесо находится в контакте с дорогой непостоянно, буквально перепрыгивая через некоторые элементы протектора.
Эксплуатация автомобиля с диагональным износом гарантировано приведёт к преждевременному выходу шин из строя. Это опасно, так как пятно контакта, а, следовательно, контроль автомобиля, нестабильны.
Как этого избежать?
Обращайте внимание на вибрации рулевого колеса. Даже самые незначительные колебания говорят о проблеме. При обнаружении признаков вибрации обратитесь в сервисный центр для идентификации и устранения проблем.
Проводите регулярную ротацию колёс, то есть переставляйте их местами. Это будет способствовать более равномерному износу шин между осями.
Памятка водителям
* Помните: эффективная эксплуатация шин возможна только при вашем активном участии.
* Придерживайтесь рекомендованного давления.
* Регулярно осматривайте шины на неравномерный износ.
* Доверяйте шиномонтажные работы только в сертифицированному шинному центру.